Now Reading
Как продлить жизнь механической коробке передач: советы для новичков

Как продлить жизнь механической коробке передач: советы для новичков

Новичкам будет полезно: какие ошибки нельзя допускать при переключении передач

Механическая коробка передач – очень надежный агрегат. Чтобы его сломать нужно хорошенько постараться. Впрочем, как показывает мировая практика, уникумы способные уничтожить то, что сломать практически невозможно, все же находятся. Возникает вопрос: как эксплуатировать механическую КПП, чтобы она жила долго и счастливо? Ибо ремонт коробки нынче дорог, даже если мы говорим о механической КПП.

Суть вопроса проста и понятна каждому. Но как добиться нужного результата? Советов в интернете ходит множество, многие из них дельные, некоторые просто не выдерживают никакой критики. У кого же спросить совета? Может быть больше о правильной эксплуатации знают люди, непосредственно связанные со спортом? Например, раллийные гонщики. Что посоветую профи, когда дело доходит до умеренного использования КПП? Всем известно, что гонщики не щадят технику и прекрасно разбираются в том, как уничтожить любую часть автомобиля в кратчайшие срок, но знают ли они как спасти автомобиль от уничтожения?

Что может «убить» вашу механическую КПП?


Вот, к примеру, взять меня. Первым автомобилем, на котором я начал ездить, как только мне стукнуло 18-лет, стал наш семейный Mercedes-Benz W124 на дизельной тяге. Оглядываясь назад я понимаю, что это был отличный автомобиль для того чтобы познавать азы управления. Мощность двигателя – менее 100 л. с., быстро не разгонишься, даже если захочешь, надежная, буквально не убиваемая механика, старая школа автомобилестроения.

Как только я более-менее разобрался с плавным переключением скоростей без рывков и перегазовок, начал задаваться вопросом: «А что еще я делаю не так во время работы с КПП?» Являлось ли оптимальным стремление к максимально плавному и быстрому переключению скоростей, как на «автомате»? Нужно ли так делать? Возможно постоянно проскальзывающее сцепление подводило КПП к скорой переборке? А торможение двигателем. Не убивает ли это систему переключения передач? Не говоря уже о неполном выжиме сцепления, когда шестеренки зацепляются друг за друга с жестким зубодробительным скрежетом. Так сложилось, что ответ на все свои вопросы я обнаружил в зарубежном сегменте интернета. На них ответил эксперт из автоспорта – Уайт Нокс из Team O’Neil Rally School.

Старайтесь переключаться без проскальзывания сцепления

 
Для начала возьмем проскальзывание («подпаливание» сцепления), термин применяемый в тех случаях, когда водитель поднимает ногу с педали сцепления при его включении слишком медленно. Иногда дело усугубляется тем, что некоторые автовладельцы удерживают сцепление в так называемой «серой зоне». К примеру, удерживают автомобиль на спуске при помощи «игры» с педалью сцепления, а не рабочей тормозной системой (наверняка это делал каждый из нас, когда вот-вот поток тронется на зеленый свет светофора). Это конечно удобно и при достаточном навыке не позволит автомобилю откатиться, обеспечив быстрый старт, но для машины на самом деле не очень.

Пояснение Уайта Нокса:
«Всякий раз, когда вы так делаете, говорит Уайатт, это ускоряет износ сцепления, даже если проскальзывание сцепления (минимальнейшее) необходимо, например, когда вы трогаетесь на первой передаче, но с долгим оттягом педали сцепления. Причина? Трение дисков сцепления разогревает его до предельных температур, что может привести к поломкам. Если вы будете делать это слишком долго, вы можете уничтожить новое сцепление в течение кратчайшего времени».

«Чем дольше времени вы проводите в этой «серой зоне», тем меньше будет жить сцепление на вашем автомобиле», — говорит Уайат. «Вы можете проехать без замены на одном сцеплении сотню- другую тысяч миль (160-320 тыс. км), если хотите, или вы можете сжечь его за день».

Как надо действовать:

Лучший отпуск педали сцепления при переключении – быстро, но достаточно плавно. Бросать его тоже не нужно, иначе под удар попадут шестерни внутри коробки. Необходимо выбрать (вернее выработать на своей моторике) оптимальный режим отпуска левой педали. Пока вы учитесь ездить, добиться такого соотношения – плавно и быстро – непросто, но к этому нужно стремиться. И практиковаться, практиковаться, практиковаться…

Сколько реально потребуется времени, чтобы уничтожить шестерни в коробке передач? Дольше, чем вы думаете


Наверное, худший звук для любого водителя, который ездит на механической коробке передач – это звук скрежета неправильно зацепившихся шестерен. Такое возможно в нескольких случаях:

1. Когда вы недостаточно выжали педаль сцепления;
2. При попытке переключения без выжима сцепления (есть такая гоночная техника подключения передач), а обороты коробки и двигателя не совпали
3. Или, когда вы движетесь накатом на нейтральной передаче, и пытаетесь подоткнуть передачу без выключения сцепления.

Звук очень плохой и даже способен вызвать панику у заботливого автолюбителя. Я был рад узнать, что это далеко не конца света. Раллийный гонщик обнадёжил: «Даже если вы будете намеренно «шлифовать» шестерни, у вас уйдет час или два на то, чтобы ее привести в негодность, а это означает, что таким образом среднестатистический автовладелец убьёт коробку никогда. Ведь, большинство водителей, как только слышат подобный шум, в течение нескольких секунд исправляют ситуацию, разъединяя сцепление.

Торможение двигателем это плохо? Нет, но и не так хорошо


Одна вещь, которую я делал на автомобиле с механической коробкой передач всегда – это торможение двигателем или переключение на пониженную передачу с целью замедления автомобиля без использования тормозов. Кто-то скажет, что таким образом можно неплохо сэкономить на колодках и тормозных дисках, но я делал и делаю это ради безопасности – зимой, в сильный ливень или на сыпучих поверхностях шанс заноса автомобиля резкой уменьшается.

У раллийного гонщика на этот счет свой взгляд. Говоря о «гражданском» использовании автомобиля, он подметил, что сцепление и элементы трансмиссии в долгосрочной перспективе проживут дольше, если каждый раз вы будете переходить на нейтраль, с последующей остановкой автомобиля рабочей тормозной системой: «Замедляющий эффект понижающей передачи, говорит он — это то, для чего созданы тормоза».

Вот как трогаться на автомобиле без последствий (Завершающий, шутливый совет)


И хотя этот материал ориентирован на нормальных людей, а не маньяков, допустим, вы действительно хотите тронуться на автомобиле, причинив ему при этом наименьшее количество вреда. Соблюдайте одно простое, но важное правило: никогда не кладите педаль газа в пол, пока сцепление не будет полностью отпущено. Так и ваша машина и ваши нервы будут целее.

Источник

Метки:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован *

Больше нет статей