Now Reading
Как раллийный автомобиль из СССР получил двигатель от Порше?

Как раллийный автомобиль из СССР получил двигатель от Порше?

История сотрудничества АвтоВАЗ с Porsche

Знали ли вы, что в 1970-х годах немецкая автомобильная компания Porsche кооперировалась с Советским автопроизводителем, недавно построившим гигантский автозавод на Волге (речь конечно же идет о ВАЗ), для создания ряда достаточно интересных и необычных автомашин? А ведь самое интересное, что такие автомобили реально создавались! Одним из ярких представителей совместных созидательных усилий двух автопроизводителей стала модель Lada Samara T3 – участница ралли Париж-Дакар с шестицилиндровым двигателем и полным приводом, позаимствованным от Porsche 959. Интересно узнать эту историю? Тогда, добро пожаловать на наш небольшой исторический обзор. Об этой интереснейшей информации многие точно не знали…

Но прежде чем отправится на раллийные просторы, посмотрим с чего вся началось. В 1975 году Виктор Поляков, тогдашний министр автомобильной промышленности Советского Союза, стал инициатором заключения сделки с немецким производителем спортивных автомобилей – Porsche (западногерманская автокомпания испытывала в те времена нехватку денежных средств), о сотрудничестве с отечественной Советской автомобильной компанией АвтоВАЗ. Смысл заключался в кооперации двух автомобильных гигантов с целью долгосрочного сотрудничества. Первым итогом которого стала помощь Porsche в разработке модернизированного седана Lada в 1978 году.

Первый блин Lada-Porsche оказался комом

Вот он, первенец совместной работы. Так могла бы выглядеть легендарная «Тройка», модель ВАЗ-2103, если бы наши прислушались к советам немецкого производителя спорткаров:

ВАЗ-2103 мог выглядеть вот так…

Выглядит не особо? Я бы даже сказал – ужасно… Как хорошо, что внешностью седана озаботились наши дизайнеры! И не стали слушать немцев. Тем не менее, отметим ряд интересных новаторских решений, которые привнесли немцы. Помимо сдвоенных вар, модель получила: новую приборную панель, пластиковые бампера, множественные внутренние технические изменения и доработанную подвеску.

Наверное, единственным просчетом лично в этом проекте можно считать отказ советских инженеров от идей специалистов из капиталистической Германии по техническому дооснащение модели. АвтоВАЗ решил не делать крупные изменения, решив проблему небольшой мощности установкой нового более мощного 1.6-литрового мотора.

Победы «Нивы» в Дакар были не без помощи Порше

Мишель Сарду, 1984, Алжир

Но если первый блин был комом, последующая деятельность оказалась достаточно прогрессивной. Например, ходят слухи, что Porsche поработал над оптимизацией двигателя Нивы по итогу его окончательной разработки. Мол, именно немецкие инженеры положили вишенку на торт, сделав мотор практически «всеядным» и неприхотливым.

Во Франции с топливом было все в порядке, поэтому, несмотря на то, что Lada Niva стала первым в мире полноприводным внедорожником с несущим типом кузова, она оказалась успешным конкурентом на ралли Дакар. В 1981 году французский дуэт Жан-Клод Бриавуан и Андре Дэлиар закончил большую гонку на третьем месте и взяли второе место в 1982 году. В следующем 1983 году «Нива» под управлением Андре Троса и Эрика Бриавуана оказалась не по зубам практически всем соперникам, достигнув второго места.

К гоночному сезону 1984 года Niva была дополнительно оптимизирована удлинением колесной базы. Затем появились прототипы раллийной Niva с двигателем PRV (V-образный 6-ти цилиндровый бензиновый мотор, разработанный совместно с Peugeot, Renault и Volvo Cars) и дальнейшие обновления в 85 и 86 годах. За рулем бешенной «Нивы» в 1987 году выступали Джеки Иккс и Кристиан Тарин.

Последний забег «Нивы» состоялся в 1988 году. Ее «Дакарская карьера» закончилась почти полным доминированием над всеми соперниками в течении 7 лет.

На этом модели ВАЗ не закончили сотрудничество с Порше

Lada Samara T3

Но Лада и победитель ралли Дакар 1983 года Джеки Иккс на этом не закончили с пустыней. В то же время как Иккс вел Mercedes-Benz G280 к триумфу в 83 году, он также поддерживал отличные отношения с Porsche, будучи лидером их команды вплоть до конца своего неудачного сезона 1985 года.

Porsche впервые выиграл Дакар в 1984 году при помощи своей специальной 953-й гоночной модели. Войдя во вкус, через год, в 1986-м, Порше вернулся с 959-й версией.

Lada Samara существует с 1984 года. С тех пор было проведено множество удачных попыток превратить стильный переднеприводный автомобиль в гоночный болид для разнообразных дисциплин. Неплохих успехов в те времена добились литовцы, попытавшись превратить хэтч в реального претендента в гоночную группу B. Была сделана и 300-сильная версия модели на базе 16-ти клапанного 1.8-литрового двигателя с системой впрыска. Но группа B просуществовала недолго, а вот разработанному шасси суждено было пережить несколько прорывных моментов.

Иккс и Тарин летят на своем гоночном автомобиле Лада по пустыне Сахара в Мавритании (ралли Париж-Дакар, 1990)

«Dakar-special Lada Samara T3» — стал самым мощным результатом партнерства Lada-Porsche. Он был оснащен атмосферным 3,6-литровым оппозитным двигателем Porsche и что еще более впечатляюще – гоночный болид использовал полноприводную систему модели уже побывавшей на песчаном ралли – Porsche 959. Подвеска была разработана КБ Туполева, которая знала все о мощных, технологичных шасси. Дальнейший вклад внесли французские специалисты «Dakar Niva Lada-Poch» и НАМИ.

Пилотируя Samara T3, Джеки Иккс финишировал седьмым в ралли Дакар 1990 года, а Дидье Ауриоли – пятым, годом позже. В те времена Пежо были недосягаемы. Но результат для Лада-Порше был очень неплох.

Источник

Метки:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован *

Больше нет статей