Now Reading
Вот причина, по которой вы слышите машины даже через шумозащитные экраны

Вот причина, по которой вы слышите машины даже через шумозащитные экраны

Почему шумозащитные экраны не защищают от шума

Шумозащитные экраны с годами стали привычным антуражем, расставленным вдоль загруженных магистралей. Их можно увидеть в городе, стоящими загородом – вдоль загруженных магистралей, защищающих жителей поселков от нескончаемого гула вечно спешащего автотранспорта. Применяют экраны и около железнодорожных насыпей. Обитые жестью, пластиковые, комбинированные, прямые как заборы и вогнутые внутрь. В общем, они совершенно разные, но преследуют единую цель – оставить шум внутри, не дать ему распространиться на километры по периметру.

 
Но задавались ли вы вопросом: «Защищают ли звукопоглощающие экраны людей от досаждающих звуков?» На самом деле вопрос отнюдь не праздный и не странный. Вот мое личное наблюдение.

На прошлых выходных я отправился в одно уютное местечко в ближайшем Подмосковье. Коттеджный поселок, стоящий в живописной низине, а вокруг него лес, озера, извилистая речка, ягоды, птички поют и грибы разрастаются в неимоверных количествах после обильных дождей, которыми наградила природа жителей центральных областей. Благодать! Но вот беда, в трёхстах метрах проходит трасса и шум от нее вполне отчетливо доносится до домов. Жужжат машины и днем и ночью, портя всю «малину» отдыха. Даже землянику собирать мешают.

Причем, если подойти к озерцу, которое стоит буквально в паре десятков метров от трассы, шелест колес по асфальту и звук работающих двигателей определенно слышится меньше. Как так получается? Очень странный эффект! Догадки конечно были, но напрягать мозги в выходные было лень, поэтому уехав обратно в Москву несколько дней к ряду даже не вспоминал о внезапно появившейся тайне.

Но бывают же совпадения в этой жизни. Оказывается, схожий эффект слышал не только я, и жители частных домов в Подмосковье. Феномен можно обнаружить везде, а его изучением даже занимаются специалисты. Статью об этом написали на одном американском автомобильной сайте и после ее прочтения вся мозаика ровно сложилась в моей голове. Спешу поделиться данными с нашими читателями.

Все дело в физике распространения звуковой волны. Вот как расходится звук, согласно графику, основанному на данных Департамента транспорта штата Висконсин:

Как видно на графике, наиболее эффективно работа заграждения прослеживается на максимальном приближении к барьеру. При этом стоять нужно непосредственно за ним. До определенного момента, примерно до 80 метров в низине, плотный забор действительно будет уменьшать звук. Хотя, как видно на представленной графике его эффективность на расстоянии до 100 метров будет постоянно уменьшаться. То есть звук в 100 метрах за забором будет слышаться отчетливее.

Но самое интересно начнет происходить над кромкой забора. Оказывается, при определенных углах атаки звуковой волны, шум от дороги может даже увеличиваться!

Тому есть объяснение:

Поскольку шум распространяется волнами, а не прямолинейно, звук может действительно «перепрыгивать» стену. Вот почему даже за высокими 5-метровыми барьерами, жители стоящих на удалении кварталов могут отчетливо слышать шум движущегося транспорта.

Часть звуковой волны поглощается, часть отражается от стены, а часть передается через твердую поверхность пластиковой или жестяной стенки. Некоторая часть звука поднимается выше барьера и дифрагирует (отклоняется от законов геометрической оптики при распространении волн), в итоге попадая в приемник, — то есть, в наши с вами уши.

При определенных погодных условиях звук на расстоянии может даже усиливаться. Это легко проверить, если встать с наветренной стороны. Звук будет доходить до вас четче, а его сила будет в среднем на 5 децибел громче.

А вот, например, ранним утром, когда земля еще прохладная, а окружающий воздух начинает прогреваться, звуковая волна, обычно отталкиваемая от поверхности земли вверх, наоборот, будет проходить ниже. Законами физики она будет преломляться вниз, в результате чего человек стоящий на удалении в 150 – 300 метров также будет слышать его громче.

Те же, кто находится на возвышенности или на верхних этажах зданий будут получать еще больше звуковых волн в свои уши. Им повезло меньше всего.

Вот такие дела.


На шумозащитные экраны государство тратит сотни миллионов рублей. Вбив в поиск запрос: «стоимость шумозащитного барьера» и перейдя по первой же ссылке компании занимающейся установкой подобных ограждений, я обнаружил, что ценник на них «кусается». Средняя стоимость 100-метрового участка шумозащитного ограждения составляет почти 2 млн. рублей. Это если учитывать, что высота заборчика составит 3 метра. Экран из тех же материалов длиной 100 метров, но высотой 8 метров, будет стоить в три раза дороже.

Поскольку это именно «средняя стоимость», можно предположить, что более прогрессивные системы подавления шума, например, не звукоотталкивающие экраны, а шумопоглощающие панели обходятся значительно дороже. Последние, кстати, крайне эффективны. То есть пройтись на километр большим забором обойдется в 61 млн. рублей. 1 миллион долларов! А вторая сторона дороги? Хм, недешевое удовольствие.

Но знаете, что странно, оказывается есть немало иных инженерных сооружений, которые готовы подавлять шум не хуже стенок вдоль дорог, но стоят они дешевле. Эксперты по всему миру уже не раз заводили об этом разговор.

Например, мелкозернистый асфальт значительно снижает шум от автомобильных шин (его еще называют «тихой дорогой»). Наверное, замечали, что едешь по некоторым шоссе и шелеста покрышек на нем практически не слышно. Вот это именно оно:

Асфальтовое покрытие – лишь одно из возможных решений. Вот другое, под названием «4Silence». Разработано в Нидерландах, способно поглощать шум при помощи углублений на обочине:

В общем варианты есть. Кстати, вот как работают шумопоглощающие панели:

На одну загадку стало меньше, не так ли?

Источник

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован *

Больше нет статей