Now Reading
Сломался датчик положения распредвала: Симптомы, ремонт, затраты

Сломался датчик положения распредвала: Симптомы, ремонт, затраты

Можно ли отремонтировать датчик положения распределительного вала автомобиля?

Сломавшийся датчик распредвала (электронный датчик положения распределительного вала) – явление редкое, но не исключительное. Техника есть техника и время от времени она может сбоить. Как распознать дефект датчика и что делать с ним потом? Давайте разберемся в гипотетической ситуации.

Для того, чтобы обеспечить оптимальную работу мотора, минимально возможное потребление топлива при всех условиях эксплуатации, а также максимально чистый выхлоп и приемлемые мощностные характеристики, двигатель приходится контролировать массой разнообразных небольших, но полезных сенсоров, или как их еще называют, электронных датчиков. Но среди них выделяется один, который напрямую отвечает за управление клапанами – датчик распределительного вала.

Функция датчика положения распределительного вала


Датчик распредвала относится к семейству датчиков Холла. Он состоит из полупроводника, через который протекает малый ток и который установлен вблизи металлической звездочки, расположенной непосредственно на распределительном валу. Когда двигатель работает, его зубцы движутся мимо полупроводника, изменяя его магнитное поле и, следовательно, ток. Изменение регистрируется.

Однако само по себе, это зарегистрированное изменение магнитного поля не может определить положение распределительного вала относительно датчика положения распредвала ДПРВ. Трюк состоит в том, чтобы установить на шестерне распредвала задающие метки для формирования скачкообразных изменений магнитного поля, создаваемых датчиком. Способов несколько: метка может быть, как выступом – зубцом обозначающем верхнюю мертвую точку (ВМТ) для первого цилиндра или наоборот, углубление на шестерне ГРМ, суть работы от этого не меняется.

Как узнать, что перестал работать датчик распредвала?


Но вот что имеет значение, и что является наиболее ощутимыми и поэтому важными признаками проблем с датчиком ДПРВ («CMP», на английский манер): загоревшийся желтый индикатор на приборной панели, всем известный «Check engine», отказ двигателя от запуска, потеря тяги/мощности, мотор может начать глохнуть. Это лишь наиболее заметные признаки, связанные с тем, что один из возможных виновников непостоянной работы двигателя автомобиля является датчик CMP. Подробнее о видах неисправностей нюансах работы ДПРВ читайте здесь: Признаки неисправности датчика распредвала

Как только вы столкнулись с подобными проблемами, вторым делом нужно убедиться, что шалит именно этот датчик, поскольку, повторимся, выход его из строя – достаточно редкое явление, а симптоматика сама по себе ни о чем не говорит, причин может быть десяток и они могут быть совершенно не связаны с датчиком CMP. Например, пропала тяга? Это возможно вышла из строя гидроуправляемая муфта, так называемый фазовращатель на впускном распредвалу. Двигатель работает неровно? Вполне возможно дело в свечах зажигания. И так далее.

Первое, что вы (или работники автосервиса) должны предпринять – считать код ошибки, который записывается в бортовом компьютере автомобиля. Основных ошибок может быть 5 штук, каждая из них пронумерована от P0340 CMP до P0344 CMP и под каждым этим номером причина отказа в нормальной работе датчика будет своя, обычно связанная с неправильным сигналом, поступающим с ДПРВ.

Если, подключившись к диагностическому разъему OBD 2 на экране появилась одна из вышеназванных ошибок – будьте уверены, проблема связана именно с этим датчиком. Поздравляем, вам повезло! Как его ремонтируют?

Задачи датчика положения распределительного вала


В то время как в прошлом достаточно было запускать искру исключительно в зависимости от положения коленчатого вала и одновременно впрыскивать топливо в цилиндры при помощи форсунок, этот метод устарел с введением стандарта Euro 4 с 1 января 2005 года.

У ДВС работающего по четырехтактному принципу есть проблема: рабочий цикл впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска происходит в течении двух оборотов коленчатого вала. Но как должен вычислить ECU (бортовой компьютер), в каком положении находится каждый из поршней в цилиндрах? Распредвал может помочь. Поскольку он делает только один оборот за все четыре такта, в соответствии с его вращением может быть считано соответствующее положение поршня в цилиндре в данную единицу времени, т.е. когда должно быть подано напряжение на свечу зажигания или, когда точно произвести срабатывание форсунок.

То же самое применимо мутатис мутандис к дизельному двигателю, за исключением того, что в нем нет никакой искры поджигающей топливную смесь и в нем требования к точности времени впрыска намного выше, чем в бензиновом двигателе.

Ремонт и стоимость датчика положения распределительного вала


В электродатчик распредвала вмонтированы элементы датчика Холла, которые запаяны в небольшую пластиковую коробочку, ремонт которой не предусмотрен. Требуется полная его замена. Цены для популярных моделей начинаются от 300 до 5 – 6 тыс. рублей за один датчик. У дилеров, как правило, запчасть может быть дороже в два раза. Стоит помнить, что этих датчиков может быть несколько, но одновременно они точно не выйдут из строя, поэтому под замену пойдет лишь один из них.

Что еще важно знать о замене датчика?


Во-первых, как правило датчик легко меняется в течение 20-минут даже при условии неопытности работника. Стандартно CMP стоит наверху ГБЦ (головки блока цилиндров) где-то неподалеку от передней ее части, где расположены шестерни распредвалов.

Во-вторых, отметим третий раз – дефекты самого датчика из-за износа очень редки, и, возможно, прежде чем бежать в магазин за новым, стоит рассмотреть электрическую периферию. Нередко датчик достаточно просто очистить от грязи или масляного налета, которые изолируют магнитное поле сенсора Холла. Или проблема в окислении клемм или излом электрических проводов, подающих питание на датчик Холла.

Определить, что случилось и жив ли датчик, можно при помощи диагностики на станции технического обслуживания таким прибором как осциллограф. В гараже при помощи вольтметра также вполне реально узнать тип неисправности ДПРВ, но это конечно несколько сложнее, поскольку нужно иметь определенные знания по электротехники.

К примеру, можно определить наличие напряжения в проводах, ведущих к датчику, для чего сняв фишку кабелей с датчика CMP (предварительно отключив аккумуляторную батарею, скинув минусовую клемму) и включив зажигание проверяем при помощи вольтметра напряжение тока (перед включением зажигания, минусовая клемма АКБ возвращается на место). Если прибор ничего не показывает – произошел обрыв в электросети.

Если ток есть, но симптомы неисправности никуда не уходят, скорее всего виноват сам ДПРВ. Совет бывалых по измерению следующий: извлечь датчик положения распределительного вала, предварительно скинув с АКБ минусовую клемму. Тестер прикрепляется к первой и второй фишке (подробнее на видео ниже) и при помощи любого крупного металлического предмета проверяем показания, выдаваемые устройством. Чем ближе металлический предмет, тем ниже напряжение будет показываться на экране электронного тестера, чем дальше металл – тем выше вольтаж. Если ничего не меняется, проблема в датчике и его нужно заменить.

О примерном алгоритме действий в следующем коротком видео, где более подробно показано как производить замеры:

Кстати, большинство датчиков меняются не из-за их физического износа, а по совершенно другой причине: прокладка между датчиком и головкой цилиндра с течением времени затвердевает, начиная пропускать масло наружу, загрязняя прибор.

В большинстве случаев это уплотнительное кольцо является частью датчика, поэтому вам придется заменить все устройство целиком. Впрочем, это уже немного другая тема.

Сколько стоит замена электронного устройства ДПРВ?

Все будет зависеть от модели вашего автомобиля и автосервиса. В Москве ценники начинаются от 1.000 и доходят до 2.000 – 2.500 рублей, не считая стоимости самого устройства. Поэтому, если вы не уверены в своих силах, советуем вам обратиться на СТО. Там профессионалы быстро продиагностируют и проведут необходимый ремонт. Ну а если вы знаете и умеете многое или у вас есть знакомый автомеханик, готовый вам помочь, дерзайте, сэкономите тысячу-другую рублей.

Источник

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован *

Больше нет статей